Олег Иванов: «2019–2020: от поступательного развития к стратегии прорыва»

О развитии отечественной отрасли связи и информационно-коммуникационных технологий, международном регулировании и работе российской делегации на ВКР-19, реформировании универсальных услуг связи, перспективах создания сетей 5G/IMT-2020 в России, нормативно-правовых инициативах, новейших технологиях, о задачах отрасли на будущее журналу «Электросвязь» рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Иванов.

«ЭС»: Олег Анатольевич, чем 2019 год, по вашему мнению, войдет в хронику глобальных телекоммуникаций?

– Необходимо отметить прорыв в области международного регулирования. Об этом свидетельствуют итоги Всемирной конференции радиосвязи (ВКР-19), где были приняты кардинальные решения по спецификациям 5G. В некоторых странах, как известно, уже запущены опытные сети 5G, а кое-где и коммерческие. Однако только ВКР-19 сделала возможным глобальное распространение инновационных способов соединения мира с использованием технологий связи пятого поколения. Для систем IMT были идентифицированы полосы частот миллиметрового диапазона: 24,25–27,5, 37–43,5, 45,5–47, 47,2–48,2 и 66–71 ГГц. В будущем это позволит предоставлять сверхвысокоскоростные услуги подвижной связи с малой задержкой и создаст основу для внедрения новых мобильных применений в различных сферах жизни и отраслях экономики.

Важно и то, что российская делегация отстояла свои позиции по многим вопросам, даже несмотря на серьезное противодействие со стороны ряда зарубежных администраций связи (АС). Принятые решения исключают дискриминацию отечественных проектов спутниковых систем связи и вещания, защищают существующие сети Российской Федерации при распределении полос частот для служб радиосвязи, обеспечивают международно-правовую защиту российских радиолокационных и авиационных систем военного назначения, а также систем правительственной связи в различных диапазонах радиочастот.

Такому успеху мы во многом обязаны международному престижу НИИ Радио. Ведущие специалисты института: Сергей Пастух, Александр Васильев, Владимир Минкин, Виктор Стрелец и другие – играют ключевую роль в исследовательских комиссиях и других структурах Международного союза электросвязи (МСЭ). Их авторитет у руководства МСЭ и представителей других стран непререкаем.

«ЭС»: Как вы оцениваете итоги развития российской отрасли электросвязи/ИКТ?

– Главное, конечно, это запуск всех федеральных проектов в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Я курирую федеральный проект «Информационная инфраструктура» – с него и начну. Факты говорят сами за себя: началась стройка, масштабы которой, полагаю, превышают все ранее известные телеком-проекты.

Все готово к тому, что в течение трех лет суммарно будет подключено свыше 104 тыс. социально значимых объектов. Проект реализуется на конкурентной основе, благодаря чему уже удалось сэкономить существенные государственные средства – более 92 млрд руб.

 «ЭС»: Что входит в перечень социально значимых объектов?

–Это школы: городские подключаются на скорости не менее 100 Мбит/с, сельские – не менее 50 Мбит/с (на практике операторы добиваются более высоких скоростей). Доступ к сети интернет также получают фельдшерско-акушерские пункты, местные муниципальные органы власти, пожарные команды, подразделения Росгвардии и полиции, объекты избирательной системы Российской Федерации, в частности избирательные комиссии субъектов РФ, территориально-избирательные комиссии и т.д. Рассматривается возможность предоставления широкополосного доступа (ШПД) для объектов культуры на селе. Тем самым решается важнейшая государственная задача по обеспечению соблюдения равных конституционных прав граждан на получение и распространение информации.

Проект строительства информационной инфраструктуры является материальной основой для реализации смежных проектов в других национальных программах: по здравоохранению, образованию и т.д. Развернув инфраструктуру, допустим, в школах, можно развивать цифровые сервисы, предназначенные для предоставления доступа к широкому спектру образовательных услуг. Если в прошлом году мы подключили все больницы, то в этом году, когда массово подключаются учреждения первичного звена (фельдшерско-акушерские пункты), появляется возможность сформировать контур здравоохранения, охватывающий все население Российской Федерации.

«ЭС»: По каким технологиям ведется подключение объектов?

– Все технические параметры подключения определены и жестко зафиксированы. Используются разные технологии: проводные (преимущественно ВОЛС) и беспроводные. Как показывает практика приема уже подключенных объектов, операторы связи свои обязательства по контрактам выполняют. Некоторые компании, кстати, уже сейчас предлагают приступить к реализации планов 2020 года.

Единственный регион, который не был присоединен по проводам к Единой сети электросвязи (ЕСЭ) Российской Федерации, – Чукотка. Для его подключения в регионе планируется построить подводную волоконно-оптическую линию передачи (ПВОЛП). Кабель длиной 2240 км протянется из Петропавловска-Камчатского в Анадырь. Согласно контракту, через три года Чукотка, как и все регионы, будет подключена к ЕСЭ.

«ЭС»: Каково место спутниковой связи в информационной инфраструктуре цифровой экономики?

– Федеральный проект «Информационная инфраструктура» предусматривает развитие спутниковой группировки «Экспресс-РВ». Четыре космических аппарата с малым наклоном на орбитальной плоскости должны обеспечить постоянное покрытие всей территории Российской Федерации – от Дальнего Востока до Калининграда. В северных широтах этот проект имеет критически важное значение.

«Экспресс-РВ» представляет собой систему подвижной спутниковой связи с возможностью беспроводного ШПД и цифрового радиовещания. В решении заложена идея максимального использования отечественных разработок. Используя опыт работы со старыми, еще с советских времен, спутниками типа «Молния» на высокоэллиптических орбитах, мы создаем не просто группировку типа OneWeb, которая представляет собой систему фиксированной спутниковой службы (ФСС), а по-настоящему систему подвижной спутниковой связи (ПСС), которая может функционировать на любых мобильных платформах на всей территории страны, включая полярные регионы.

Среди итогов 2019 года хотелось бы отметить и то, что впервые в России формируется единая автоматизированная система контроля предоставления услуг. В 2020 году мы реально отказываемся от всей бумажной работы по приемке и учету оказанных услуг, переходим на автоматизированные способы контроля и предоставления отчетности.

Разрабатывается нормативный правовой документ, определяющий генеральную схему связи, в которую будут заложены данные о сетях связи всех операторов. Одновременно создается государственная информационная система, которая позволит осуществить планирование на среднесрочную перспективу, оптимальным образом решить самые разные вопросы, начиная от регуляторики и заканчивая устранением аварийной ситуации технических средств связи.

Готовится также приказ Минкомсвязи, в котором должны быть обозначены требования к центрам обработки данных (ЦОД), присоединяемым в рамках эксперимента по переводу информационных ресурсов органов исполнительной власти в государственную единую облачную платформу (ГЕОП). Решается большое количество вопросов, связанных с проектами по информационным платформам.

Следует подчеркнуть, что школы и объекты избирательной системы подключаются к Единой сети передачи данных (ЕСПД) для госорганов по специальной виртуальной сети, которая поддерживает все необходимые функции по защите информации, в первую очередь персональных данных, по блокировке запрещенных ресурсов и т.д.

В декабре ожидается сдача работ по всем контрактам, кроме мобильной связи на федеральных трассах.

 «ЭС»: Не хотят операторы идти в регионы?

– Первый этап нового проекта по обеспечению мобильной связью всех федеральных трасс, к сожалению, застопорился: торги не состоялись, так как не было подано ни одной заявки. Хотя условия конкурса предусматривают стопроцентное субсидирование установки антенно-мачтовых устройств и прокладки дорог к ним, подключения электричества. Операторы посчитали, что, даже если Минкомсвязи компенсирует расходы на строительство и кейс сложится, компенсировать операционные расходы (OpEx) за счет коммерческого трафика на отдаленной федеральной трассе практически невозможно. Возможно, строительство мобильных сетей на дорогах возьмет на себя не оператор «большой четверки», а региональная компания. Местные администрации могут поддержать своих предпринимателей, чтобы решить эту важную социальную задачу.

«ЭС»: Какие новеллы заложены в законопроект, условно называемый «о придании сотовой связи статуса универсальной услуги»?

– Законопроект по кардинальному реформированию универсальных услуг связи (УУС). разрабатывается давно. В нем заложены шесть основных новаций.

Снижается порог охвата универсальной услугой населенных пунктов (сейчас это 250–500 человек): широкополосный доступ придет и туда, где проживает всего 100 человек.

Казалось бы, УУС реализуются, количество обеспеченных ими населенных пунктов растет – к концу года их число достигнет 10 тыс. Однако анализ показывает, что количество подключаемых домохозяйств остается прежним. То есть не принимаются во внимание запросы того слоя населения, который и делает услугу действительно востребованной. Так сложилось потому, что по условиям предыдущего контракта задача подключения домохозяйств перед «Ростелекомом» не ставилась и коммерческой выгоды для себя оператор в ней не видел. По новым нормам ему придется этим заниматься и отказать в присоединении физическим и юридическим лицам у него оснований нет. Необходимая емкость сети связи будет обеспечена в каждом населенном пункте.

В середине текущего года мы столкнулись с ситуацией, когда в 1302 населенных пунктах (из 9 тыс. уже подключенных к сети интернет) отсутствовала обычная мобильная связь. Интернет есть, а сотовой связи нет! Доходило до анекдотических случаев: люди не могли получить SMS, чтобы авторизоваться для подключения к сети. Поэтому в законопроект внесена обязанность оператора универсального обслуживания в населенных пунктах, где отсутствует возможность оказания услуг сотовой связи, одновременно с точкой доступа в интернет устанавливать еще и базовую станцию сотовой связи, чтобы обеспечивать граждан услугами мобильной связи.

Оператору УУС вменяется в обязанность допустить к использованию этих базовых станций (естественно, на коммерческой основе) и других операторов связи. Такая функция может быть реализована по модели совместного использования частот (frequency sharing), обмена инфраструктурой (RAN sharing) или MVNO (mobile virtual network operator, виртуальный оператор сотовой связи).

В соответствии с новым НПА оператор универсального обслуживания лишается права отказать и юридическому лицу в подключении к своей сети. Это стимул для образования небольших местных операторов связи, которые будут предоставлять услуги непосредственно населению. Таким образом решается проблема недискриминационного доступа. Эксперименты по созданию таких небольших провайдеров в отдельных регионах следует признать удачными: построенный в течение трех месяцев локальный бизнес буквально за полгода выходит на рентабельность.

Известно, что резерв универсального обслуживания формируется за счет отчислений в него операторских компаний в размере 1,2% от прибыли. Это правило в соответствии с действующим пока законодательством распространяется и на крымских операторов. При этом универсальных услуг в Крыму нет! Новый законопроект устраняет эту несправедливость.

«ЭС»: Какая судьба ждет таксофоны?

– Все 147,7 тыс. на территории Российской Федерации останутся на своих местах. Но по ходатайству субъекта РФ и при согласовании с МЧС и Минкомсвязью может быть принято решение о подключении к ним средств аудиовизуального оповещения о чрезвычайной ситуации. Различные варианты таких продуктов разработаны и были представлены на выставках. В частности, подобный образец есть у РСВО. Средства оповещения будут устанавливаться на таксофоны в районах, опасных в плане ЧС. В перспективе включение систем оповещения на таксофонах возможно в масштабах всей страны.

«ЭС»: Имеет ли смысл оставлять таксофоны? В больших городах они не востребованы, а в глубинке стоят эти будочки, и вокруг них трава даже не выкошена…

– Таксофоны – это единственная энергонезависимая связь, которая продолжает работать при отключении электричества. Вспомните блэкаут 2005 года в Москве, когда к таксофонам стояли очереди.

Кроме того, не все знают, что с этого года звонок из таксофона на любой номер на территории России бесплатный. Не нужны никакие карточки – из Рязанской области, например, можно бесплатно позвонить в Калининград или Владивосток, для чего достаточно набрать код региона – и можно говорить часами. Сельские жители об этом знают, и уже сейчас рост трафика с таксофонов увеличился почти на два порядка.

«ЭС»: Но таксофоны ломаются…

– Конечно, мы не всегда замечаем неисправность сразу, хотя услуга оператору универсального обслуживания оплачивается. Поэтому и важна автоматизированная система контроля, внедрение которой начнется с социально значимых объектов, а следующий этап – таксофоны.

При этом оператор универсального обслуживания освобождается от обязанности содержать пункты коллективного доступа (ПКД). Устаревшие компьютеры со скоростью подключения 256 или 512 кбит/с, которые размещались в отделениях «Почты России», совершенно не востребованы у населения – это пустая трата государственных средств.

Недавно подготовленный Минкомсвязью России законопроект по реформированию УУС успешно прошел первое чтение в Госдуме.

«ЭС»: 2019 год начинался с обсуждения в Аналитическом центре при Правительстве РФ сценариев развития сетей 5G/IMT-2020 в России. Дебаты по инфраструктурному оператору ведутся до сих пор…

– Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020 на территории Российской Федерации является важной составляющей федерального проекта «Информационная инфраструктура», и ее разработка идет очень непросто, особенно это касается использования частот. Окончательно договориться операторы пока не смогли, однако они близки к консенсусу. Тесно контактируя с силовыми структурами, мы находим точки соприкосновения. Растет понимание того, что в течение двух-трех лет сможем построить инфраструктуру, в том числе и 5G, на уровне ведущих стран мира. Ожидается, что к 2024 году будет обеспечено устойчивое покрытие 5G/IMT-2020 во всех 15 городах-миллионниках России.

Чтобы подтолкнуть операторов большой четверки к достижению договоренностей, администрация связи открывает возможность использования 5G и другим игрокам рынка.

«ЭС»: Сегодня вы возглавляете Рабочую группу при Правительстве РФ по совместному использованию частот, в которую входят представители силовых ведомств и операторы. Вопрос использования диапазона 3,4–3,8 ГГц закрыт?

– В глобальном масштабе – да. Но, чтобы операторы могли получить необходимую практику в развертывании и эксплуатации сетей 5G, мы работаем над отдельными опытными зонами. Особенность 5G в том, что это весьма ресурсоемкая технология. В любом случае выделенные каждому оператору 100 МГц будут «съедены» за полгода. И потребуются новые мегагерцы. Так что к этому вопросу надо подходить комплексно.

Следует учитывать и то, что поставлена задача внедрять сети 5G преимущественно на отечественном оборудовании. Поэтому заключено соответствующее соглашение между Правительством Российской Федерации, «Ростехом» и «Ростелекомом» по созданию необходимого оборудования для инфраструктуры 5G.

«ЭС»: Диапазон 4,4–4,9 ГГц считается резервным. Изначально речь шла о его бесплатном выделении…

– Действительно, предполагалось выделение частот вне торгов инфраструктурному оператору для развития и дальнейшей расчистки диапазона. Возможность развития сети с использованием единой инфраструктуры операторов связи обсуждается почти год… А компании до сих пор не договорились (11 декабря, уже после того, как Олег Иванов дал это интервью, МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Ростелеком» объявили о подписании соглашения о создании СП с равными долями каждого оператора для совместной работы над 5G. – Минкомсвязь России). 1 ноября состоялась встреча с руководителями операторов, они заверили, что договоренность практически достигнута, осталось ее оформить. Если компании все-таки не придут к консенсусу, перейдем на конкурсную модель. В полосе частот 4,8 (4,4–4,9) ГГц идут эксперименты.

«ЭС»: А что касается миллиметрового диапазона?

– Пока готовим конкурсы на два лота в диапазоне 25,25–27,5 ГГц. Всего их будет шесть: четыре федеральных по 400 МГц и два региональных – 250 и 400 МГц.

«ЭС»: Предложение готовиться к сетям 6G обусловлено тем, что в регуляторном плане мы отстаем от других стран по подготовке к расчистке частот?

– Отнюдь нет. Посмотрим на это в историческом плане. В разработке технологии 3G, в ее внедрении лидировали европейские операторы. В гонке за 4G пальму лидерства перехватили американские компании. Они стали законодателями мод и в стандартизации, и в развертывании сетей. В развертывании 5G фактически доминирует Китай. Сегодня вскочить на подножку уходящего поезда 5G довольно трудно, особенно с учетом частотных ограничений. Поэтому, пройдя уровень 5G и получив все необходимые компетенции, надо выходить уже на уровень 6G.

Мы должны активнее участвовать в исследовательских комиссиях МСЭ, технических комитетах Партнерства 3GPP, предлагать свои подходы. Только в этом случае сможем достойно подойти к внедрению систем связи шестого поколения. Какой она будет – трудно предполагать. Квантовые коммуникации? Лазерные технологии? Нужны комплексные исследования.

«ЭС»: Кого вы видите движущей силой процесса?

– В стране достаточно квалифицированных кадров. В частности, у НИИ радио есть потенциал для этого. Наша страна занимает передовые позиции в области квантовых коммуникаций, особенно с использованием сверхпроводников, имеются серьезные разработки в сфере лазерных технологий и СВЧ. Всем этим надо заниматься предметно, совместно с технологическими институтами развития. Теоретические выкладки следует переложить на практические рельсы.

«ЭС»: Ваши пожелания читателям новогоднего номера?

– Кроме традиционных пожеланий здоровья, любви, благополучия, хочу пожелать всем верить в себя, не отказываться от амбициозных планов в развитии нашей отрасли. И еще – больше опираться на молодых, ведь они не оглядываются на прожитые годы, поэтому ведут себя достаточно дерзко. Сейчас нам очень нужна стратегия прорыва, поступательного развития недостаточно.

Источник 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *