Сержанина л б мастер класс конспект

класс так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 7 класс

Урок 71 Б. Л. ПАСТЕРНАК. «ИЮЛЬ», «НИКОГО НЕ БУДЕТ В ДОМЕ…»

02.02.2012 20095 1495
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Урок 71 Б. Л. Пастернак. «Июль», «никого не будет в доме…»

Цели: познакомить с творчеством Б. Пастернака; обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений; подвести к пониманию настроения, чувства поэта, определить способы создания образов.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика живописи и выдающейся пианистки. От отца и матери будущий поэт унаследовал их талант. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки и в течение 6 лет брал уроки музыки у профессоров консерватории. В 1913 г. Пастернак закончил обучение в Московском университете (на философском отделении) и продолжил учебу в университете Марбурга (Германия). В 1915–1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновенности лирические произведения и поэмы. В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.

Поэзия Пастернака метафорична, философски глубока, в ней чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и одухотворенность. Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы.

2. Чтение статьи  «В  творческой  лаборатории  Б. Л.  Пастернака» (с. 140–141).

3. Чтение учителем стихотворения  «Никого  не  будет 
в доме…».

4. Аналитическая беседа.

– На сколько частей можно разделить стихотворение? (На две части. Первая из них состоит из четырех строф. Перед нами возникает немного грустная картина: сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши. Строки «Зимний день в сквозном проеме / Незадернутых гардин…» вызывает чувство грусти, тоски, уныния и почему-то вины. Вторая часть состоит из двух последних четверостиший. Картина изменяется самым неожиданным образом, и эта внезапность ощущается уже в первых строках: «Но нежданно по портьере / Пробежит вторженья дрожь…».)

– Каким словом назван приход лирической героини? С чем сравнивается ее появление? Меняется ли интонация стихотворения? (Приход героини назван «вторженьем», ее появление можно сравнить лишь с «будущностью», с ней приходит мир, жизнь. Вокруг все меняется. «Белых мокрых комьев» теперь нет, а есть снежные хлопья, которые теперь являются единым целым с ней. Ее платье даже не названо платьем, а «чем-то белым», из тех материй, из которых «хлопья шьют». Материал – хлопья, хлопок – делает героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира. Автор создает удивительно красивую картину: в белом, сотворенном из снега платье выплывает она, недоступная и любимая. Таким образом, сквозь обычное будничное «просвечивается» самое главное, самое важное в жизни. Интонация стихотворения изменяется: грусть, тоска уступают место восторженности и восхищению.)

– Как вы понимаете строки стихотворения Б. Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой…»; «И опять зачертит иней…»?

5. Чтение учителем стихотворения «Июль».

– Каков образ природы у Пастернака? Какими приемами он создается? (Природа одухотворена и олицетворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком.)

– С каким чувством описывает поэт летний месяц июль?

– Вызывает ли у вас природа в стихотворении поэта удивление, восхищение? Почему?

IV. Подведение итогов урока.

– Природа в изображении Б. Пастернака – не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…».

Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.

Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений Б. Пастернака; прочитать статьи в учебнике об А. Т. Твардовском (с. 144–147).

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Источник: http://tak-to-ent.net/load/220-1-0-3215


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Конспекты занятий, НОД. Воспитателям детских Как скачать журнал мод вязание



Сержанина л б мастер класс конспект Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты
Сержанина л б мастер класс конспект Мастер-класс по подготовке детей к обучению
Сержанина л б мастер класс конспект Урок 71 Б. Л. ПАСТЕРНАК. ИЮЛЬ, НИКОГО НЕ
Сержанина л б мастер класс конспект Ажурный узор спицами медвежьи лапки
Сержанина л б мастер класс конспект Браслеты из резинок Загрузить - Браслеты из резинок. - m
Сержанина л б мастер класс конспект Вазы, посуда крючком Записи в рубрике Вазы, посуда крючком
Сержанина л б мастер класс конспект Выкройка двубортного пальто для мальчика Шкатулка
Сержанина л б мастер класс конспект Вязание шапки улитки спицами Салон рукоделия Меланж
Сержанина л б мастер класс конспект Идеи для дома своими руками
Изящное кружево в маникюре » видео уроки Как правильно завязывать леску, при плетении украшения. / Бусинка Маникюр на острые ногти 2017 Онлайн книга Входы и выходы. 15 мастер -классов от профессионалов трейдинга С чем связаны имена дежнева пояркова и атласова Стильно и модно: переделываем пальто в кейп Схемы вышивки «сказка» (стр. 1) - Вышивка крестом Сценарий открытия выставки художественного творчества

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ